Моя педагогическая философия
|
| Вряд ли можно найти название профессии человека, которое звучало бы так
же красиво, гордо, проникновенно,тепло и душевно, как слово учитель.
А.С.Макаренко считал, что учитель не должен добиваться детской любви: она
придёт сама. Настоящий учитель, активный участник школьной жизни
понимает,что любовь учащихся приходит к нему лишь тогда, когда он
становится для них наставником и старшим другом. Детей можно воспитывать
"любовью и только любовью",- говорил
Ф.Дзержинский,- и действительно, опыт убеждает нас, что тот, кто не любит
детей, тот ни при каких условиях не сможет стать хорошим учителем, как бы
глубоко он ни знал свой предмет. |
«Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое
тепло, будь почвой, богатой ферментами
человеческих чувств, и сей знания не только в
памяти и сознании своих учеников,
но и в их душах и сердцах».
Ш.А. Амонашвили
Учитель - самая славная
профессия на земле. Мною выбрана эта профессия неслучайно. Педагог - это мое
призвание. Может и есть на свете профессия важнее, но я не представляю и не
представляла себя в другом качестве.
Учителем я мечтала стать с
юных лет, и любовь к учительству мне передала моя первая учительница. Я не забуду ее нежности, ее умение быть доброй и строгой
одновременно, ее душевной теплоты, которой она согревала душу каждого из нас. Я
говорю ей большое человеческое спасибо за то, что она не жалела своей любви для
нас - ее питомцев. Именно она, моя первая учительница, заворожила и увлекла
своей профессией - профессией педагога.
Педагог - одна из самых
трудных и ответственных профессий. Мы не можем рассчитывать на то, чтобы нам
было легко. Дети - вот главное в нашей профессии. « Я детского глаза люблю
выраженье...», - вслед за Н.А.Некрасовым я повторяю эти строки.
Малыши-первоклассники... Черные, синие, голубые, серые любопытные глаза... Они
глядят на меня с надеждой и с нетерпением ожидают дня - начала своей школьной
жизни. У них сотни вопросов «почему?», все у них вызывает интерес, все им
хочется знать.
Дети должны быть живыми,
шумными, должны интересоваться жизнью, задавать вопросы и получать на них ответы.
Существует мнение, что в ответ на доброе, дружеское отношение, ребята отвечают
непослушанием. Это не так. Дети заслуживают нашего уважения, доверия и
дружеского отношения к ним. Но нельзя забывать, что каждый ребенок
индивидуален, не надо стремиться сделать всех под один лад. Надо воспринимать
каждого таким, какой он есть. Добро сильно и несокрушимо. Нет плохих детей. И
даже забияки и задиры заставляют не только лить слезы, но и улыбаться.
Мы не можем требовать от ребенка
беспрекословного послушания. Ребенок - это личность, со своими взглядами,
своими суждениями. К.Д.Ушинский писал: «В воспитании все должно основываться на
личности воспитателя... Личность учителя - это плодотворный луч солнца для
молодой души...» Учитель должен создать атмосферу доверия, согревать своими
«лучами» каждого. Не должно быть любимых и не любимых учеников. В каждом
ребенке надо уметь замечать хорошее. И от нашей похвалы, от нашего доброго
слова ребенок «расцветает», стремясь стать еще лучше.
Дети - «цветы жизни», по
выражению, кажется, Горького, и каждый этот цветок хорош по-своему. Мы живем в
очень непростое время. В чем же я вижу свою цель как учитель, как
воспитатель? Моя цель состоит в том, чтобы воспитать ребят чуткими,
добрыми, неравнодушными, небезучастными к чужому горю. Чтобы они умели
чувствовать человека, были готовы откликнуться на чужое горе, прийти на помощь,
чтобы не ожесточились в наше жестокое время.
Мое глубокое убеждение, что
обучение без воспитания невозможно, и воспитание должно идти впереди обучения.
Образованный человек- это «человек обученный и воспитанный». « Воспитывает
каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с которым
формирующаяся личность соприкасается», - писал В.А. Сухомлинский.
Наша современная педагогическая
наука опирается на положения известных отечественных педагогов,
учителей-практиков: К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского, Ш.А.Амонашвили и др. Их взгляды на обучение и воспитание я
разделяю полностью. Знания сами по себе не воспитывают; воспитывают люди,
несущие детям эти знания. И от того, кто и как будет учить детей,- зависит
очень многое. Учитель в современной школе должен знать и хорошо владеть
методикой, быть творческим человеком, уметь прогнозировать и анализировать
ситуации, использовать в своей практике новые формы работы. Для этого надо
много читать, общаться с коллегами и, конечно же, любить детей.
Педагогика не стоит на месте. Мы
живем и работаем уже в третьем тысячелетии. Изменился мир, изменился человек,
меняется и система образования. Но главный принцип нашей работы - любовь к
детям - остается неизменен вот уже несколько веков. К.Д.Ушинский, Я.Корчак,
В.А.Сухомлинский, Ш.А.Амонашвили - эти великие, выдающиеся педагоги строили
свою работу на началах личностно-гуманного подхода. Их педагогические взгляды и
идеи лежат и в основе моей педагогической философии.
«Сердце отдаю детям...»,- писал В.А.Сухомлинский. Эти слова стали девизом моей
работы в школе. Любовь - творец всего доброго и возвышенного; любовь - это
человеческое солнце. И пусть под ласковыми лучами солнышка
распускаются прекрасные «цветы жизни». Пусть ребенок ощущает любовь, искреннюю
и бескорыстную!!!
Физкультура – удовольствие, а не тяжкий труд .Это простое правило должны знать все родители, мечтающие привлечь ребёнка к занятиям физкультурой. Трудно вызвать у детей желание к физическим упражнениям, если сами родители считают это дело скучной и неприятной «работой». Дети подражают родителям во всём, поэтому не стоит ждать от ребенка активности, если папа рассуждает о пользе физических упражнений лёжа на диване, а мама прогулкам на свежем воздухе предпочитает двухчасовое общение с подругами по телефону. Ребёнок должен видеть искреннюю заинтересованность родителей в этом вопросе, тогда подобное настроение передастся и ему.
Если физкультурные занятия стали доброй традицией семьи, то ребёнок с удовольствием и радостью занимается ими. Все двигательные навыки сохраняются на всю жизнь и могут пригодиться в дальнейшем, особенно если ребенок захочет связать свою жизнь с каким-нибудь видом спорта. Но даже если и не захочет - время, затраченное на физические упражнения, в любом случае пойдет на пользу здоровью.