История развития
физической культуры в древней Греции и Риме
Введение
«Нет ничего благороднее солнца,
дающего столько света и тепла. Так
и люди прославляют те состязания,
величественнее которых нет ничего,
- Олимпийские игры.»
Пиндар
Физическая
культура — часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности,
направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека
и использование их в соответствии с потребностями общественной практики.
Основные показатели состояния физической культуры в обществе: уровень
здоровья и физического развития людей; степень использования Физической
культуры в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, структуре
свободного времени; характер системы физического воспитания, развитие
массового спорта, спортивные высшие достижения и др.
Основные
элементы физической культуры: физические упражнения, их комплексы и соревнования
по ним, закаливание организма, гигиена труда и быта, активно-двигательные
виды туризма, физический труд как форма активного отдыха для лиц умственного
труда.
В обществе
физическая культура, будучи достоянием народа, является важным средством
«воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство,
моральную чистоту и физическое совершенство». Она способствует повышению социальной
и трудовой активности людей, экономической эффективности производства, физкультурное
движение опирается на многостороннюю деятельность государственных и
общественных организаций в области физической культуры и спорта.
Спорт —
составная часть физической культуры, а также средство и метод физического воспитания,
система организации и проведения соревнований по различным комплексам
физических упражнений и подготовительных учебно-тренировочных занятий.
Исторически сложился как особая сфера выявления и унифицированного сравнения достижений
людей в определённых видах физических упражнений, уровня их физического
развития. Спорт в широком смысле охватывает собственно соревновательную деятельность,
специальную подготовку к ней (спортивную тренировку), специфические социальные
отношения, возникающие в сфере этой деятельности, её общественно значимые
результаты. Социальная ценность спорта заключается в том, что он представляет
собой фактор, наиболее действенно стимулирующий занятия физической культурой,
способствует нравственному, эстетическому воспитанию, удовлетворению
духовных запросов.
В сферу спорта
исторически вошли разнообразные элементы человеческой деятельности. Виды спорта,
имеющие многовековую историю, развились из самобытных физических упражнений,
форм трудовой и военной деятельности, использовавшихся человеком в целях
физического воспитания ещё в глубокой древности — бег, прыжки, метания, поднятие
тяжестей, гребля, плавание и т. д.; часть видов современного спорта сформировалась
в 19—20 вв. на базе самого спорта и смежных сфер культуры — игры, спортивная и
художественная гимнастика, современное пятиборье, фигурное катание на коньках,
спортивное ориентирование, спортивный туризм и др.; технические виды спорта— на
базе развития техники: авто-, мото-, велоспорт, авиационные виды спорта,
подводное плавание и др.
Физическая
культура - неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное
место в учебе, работе людей. Занятием физическими упражнениями играет значительную
роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и умения по
физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных
уровней поэтапно. Немалую роль в дело воспитания и обучения физической культуре
вкладывают и высшие учебные заведения, где в основу преподавания должны быть положены
четкие методы, способы, которые в совокупности выстраиваются в хорошо организованную
и налаженную методику обучения и воспитания студентов.
Физическая культура народа является частью его истории. Ее становление,
последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые
воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности,
политической и духовной жизни общества. В понятие физической культуры входит,
естественно, все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что
выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на
человеческие отношения.
Слова
древнегреческого поэта Пиндара, написанные два тысячелетия назад, не забыты по
сей день. Не забыты потому, что Олимпийские состязания, проводившиеся на заре
цивилизации, продолжают жить в памяти человечества.
Каждые
Олимпийские игры превращались в праздник для народа, своего рода конгресс для
правителей и философов, конкурс для скульпторов и поэтов.
Дни
олимпийских торжеств – дни всеобщего мира. Для древних эллинов игры были
инструментом мира, облегчавшим переговоры между городами, способствовавшим взаимопонимания
и связи между государствами.
Олимпиады
возвеличивали человека, ибо Олимпиады отражали мировоззрение, краеугольным камнем
которого были культ совершенства духа и тела, идеализация гармонично развитого
человека – мыслителя и атлета. Олимпионику – победителю игр – соотечественники
воздавали почести, каких удостаивались боги, в их честь создавались памятники
при жизни, слагались хвалебные оды, устраивались пиры. Олимпийский герой
въезжал в родной город на колеснице, одетый в пурпур, увенчанный венком,
въезжал не через обычные ворота, а через пролом в стене, который в тот же день
заделывали, чтобы олимпийская победа вошла в город и никогда не покидала его.
Предыстория физической
культуры уходит корнями в тот период, когда вся физическая и умственная
деятельность человека ограничивалась непосредственным обеспечением условий
существования. Вопрос заключается в том, какие факторы в этих условиях, в
непрекращающейся борьбе с природой, побудили наших предков разработать комплекс
физических упражнений, служащих формированию человека.
Ясно, однако, что изучение
примитивных форм физической культуры не позволяет сформулировать такие понятия,
как «излишек биологической энергии», «игра» и еще в меньшей степени «магия».
Для совершения простейшего движения необходим определенный запас энергии.
Элементы игры в какой-то форме с самого начала скрываются в деятельности,
моделирующей движения человека. А представление о магии, как мы увидим в последующем,
имела даже высокоразвитая греческая физическая культура.
1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
АНТИЧНОЙ ГРЕЦИИ
1.1. Формирование физической
культуры античной Греции (со II тысячелетия до н. э.)
В конце II тысячелетия до н. э. к западу от государств Ближнего
Востока с деспотическими режимами, в районе Эгейского моря, начала развиваться
физическая культура общества, совершенно отличного от указанных государств. На
Востоке, на огромных многонаселенных равнинах Междуречья, естественные условия
вызывали необходимость совместного труда, в централизованном порядке
организованного и управляемого. В Греции же населяющие закрытые грядами гор
долины и труднодоступные острова небольшие независимые общины самостоятельно, в
полной мере используя индивидуальные способности каждого члена, боролись за
свое существование и благополучие. Культура Междуречья отражала мир привязанных
к земле крестьян, деспотических царей и твердо придерживающихся древних
традиций священнослужителей. Духовный мир Греции стимулировал смелые начинания
исследование неизвестного, развитие умственных и физических способностей
человека. Общественным идеалом на Востоке было постоянство, покорность и
услужливость, а у греков — независимость, свобода, стремление к высшим достижениям
во всех областях жизни. Такой образ жизни, получивший развитие из антропоморфной
мифологии, привел к признанию общественной саморегулирующей роли физической
культуры, которое вплоть до наших дней является источником развития физического
воспитания, спорта и танцевального искусства
КРИТ И МИКЕНЫ
Насколько нам известно,
в настоящее время, греческие племена заняли южную часть Балканского полуострова
и окружающих его островов в начале II тысячелетия до н.
э.. В этот период в Кносе на острове Крит процветала физическая культура,
аналогичная древневосточной. С укреплением экономических и политических позиций
рабовладельческой аристократии, сформировавшейся в течение предыдущих столетий,
прежние общие турниры в честь посвящения в звание (с участием нескольких
родовых общин) все больше приобретали спортивно-зрелищный характер национальных
праздников. Судя по одеянию, их участники были, прежде всего, представителями
местного правящего класса. Однако турниры аристократов были не только публичным
выступлением, но вместе с тем и демонстрацией контроля, силы, ловкости и
смелости, с помощью которых они выражали свое превосходство над простым
народом. Степень трудности образцов движений, изображенных древними художниками
(сваливание быка на землю, подставив подножку, ритмика движений борцов и танцев
воинов, уверенный ритм кувыркания, через голову, исполнявшегося кносскими девушками
на спине быка), единодушно свидетельствует о том, что исполнявшие эти упражнения
проходили тщательную специальную тренировку. На турнирах, составлявших акробатическую
часть безудержных обрядов, совершавшихся ради получения хорошего урожая,
фигурировали такие элементы стиля ритуальных танцев, борьбы, бега с оружием,
метания копья, состязания на колесницах и кулачного боя, с законченными
формами которых мы встретимся в рамках поздней греческой агоностики.
Несколько фаз
акробатической игры с быком, изображенной на настенной росписи в Кносе (II
тысячелетие до н. э.)
Простиравшийся к северу
от Крита греческий полуостров оказался под властью ахейцев и родственных им
племен. После слияния групп ахейских и эгейских народов родились известные в
качестве элементов микенской культуры достижения в области архитектуры, искусства
и физического воспитания, опиравшиеся на первоначальные рабовладельческие
формации. Возникший в основном под влиянием критской культуры новый центр
развития достиг своего расцвета в XVI—XIV
вв. до н. э. В хронологическом отношении этот период означает заключительный
этап развития эгейской культуры и вместе с тем начало исторического
формирования греческой нации.
Однако в XIII в. до н. э. Балканский полуостров и Малую Азию захлестнула
новая волна воинственных племен, пришедших из Европы. Это вторжение решило
судьбу единовластия ахейского Пелопоннеса и микенской культуры. Застрявшие на
уровне племенного развития орды пришельцев уничтожили большинство коренного
населения. После них остались разбитые статуи и сожженные здания, а от некогда
процветавшей физической культуры — лишь росписи на стенах и вазах, относящиеся
к гомеровскому периоду. Не случайно, что археологические раскопки, относящиеся
к этому периоду, названному «гомеровским» по имени нереального ахейского менестреля,
желавшего с помощью созданного им героического эпоса «Троянские сказания»
предать забвению длившееся почти три века потрясение, свидетельствуют об упадке
экономической деятельности и культурной жизни.
Микенские геммы,
изображающие игры с быком (II тыс. до н. э.)
Перестали даже изображать
мифические древние олимпиады. Однако с конца X века, когда
завершилось заселение опустошенных и обезлюдевших территорий дорийцами, начался
этап нового расцвета. После установления мира развитие экономической жизни и
торговли ускорило классовое расслоение и оживление рабовладения. На месте
поселений различных племен и остатках прежних
поселений началось создание греческих городов-государств (полисов), которые
являлись также культурными центрами находящихся под их господством территорий.
1.2.
Возникновение античной гимнастики
В
гомеровский период физическое воспитание в Греции, судя по косвенным упоминаниям,
содержащимся в «Илиаде» и «Одиссее», отвечало требованиям военной демократии.
Однако сложившиеся в период IX—VIII вв. новые условия объективно вызвали преобразование
физической культуры. Самооборона полисов и удержание в повиновении подвластных
слоев сделали жизненно важным переход к физической подготовке в специальных
заведениях. Племенные формы несистематического военного обучения были заменены
подготовкой, соответствовавшей специфическим особенностям полисов, их географическому
положению, местным видам вооружения и традициям культа. В течение VIII века
местные особенности стали играть все меньшую роль. Была создана эллинская
система физического воспитания, или античная гимнастика.
Слово
«гимнастика», точнее, гумнастика, происходит от греч. «обнаженный». Обнаженность
связана с гомеровским периодом, когда проводившиеся на берегу рек, ручьев и у
моря занятия содержали много таких задач, для выполнения которых одежда была препятствием
(преодоление водной преграды, борьба в воде). Согласно другим упоминаниям,
греки, веря в магию, считали, что одежда может ослабить физические способности
человека.
Античная
гимнастика в том, что касается ее цели
обучения и упражнений, состояла из 3 основных частей: из подвижных игр, в
которых под наблюдением родителей или воспитателей участвовали дети от 1 до 7
лет, а также из обучения калестрике и орхестрике.
1.Упражнения
детских игр, проводившихся в рамках физического воспитания, упражнения с мячом,
обручем, бег, метание копья, диска и другие упражнения, развивающие ловкость.
2.Элементы
физического воспитания, взятого в более узком смысле слова, включала в себя палестра.
Это название связано с первоначальными
залами для борьбы (палестра), которые были построены в VIII веке вместо турнирных
площадок под открытым небом. В рамках системы упражнений основу общей
физической подготовки составляло комплексное испытание, пентатлон. Оно
включало в соответствии с традициями бег (примерно 192—196 м), прыжки в длину
с альтерами, метание копья, диска и борьбу. Из числа других упражнений,
относящихся к палестре, наибольшее значение имели рукопашная схватка, кулачный
бой, борьба вольным стилем, борьба и метание камней. В этой школе обучали также
бегу с оружием, верховой езде, стрельбе из лука, плаванию и даже, за
исключением Спарты, гребле.
3.Орхестрика,
сформировавшаяся из ритуальных танцев,
тесно связанных с древними обрядами посвящения, включала в себя искусство
двигаться и упражнения, считавшиеся необходимыми для развития ловкости. Одновременно
она служила вводным и дополнительным к палестре обучением. К ней причисляли
игры с мячом и для развития ловкости, акробатические упражнения, обрядовые,
театральные и боевые танцы. Очень трудно выяснить развитие упражнений и их
различие в орхестрике, ибо сохранившиеся изображения упражнений запечатлели не
процесс их выполнения, а момент, выражающий их содержание. На основе этого
можно установить лишь то, что упражнения с мячом, которым обучали в рамках
орхестрики, не содержат в себе элементов групповой игры. А в самих формах
танцевальных движений и их мотивах отражаются племенные охотничьи традиции,
ритуальные танцы во времена эгейской культуры, а также обычаи окружающих народов.
Так, например, Ксенофонт ссылается на заимствование критских мотивов, а Геродот
— эфиопских танцев со стрелами. Историческую ценность последнего заявления
подчеркивает тот факт, что упомянутые Геродотом танцы со стрелами можно и
сегодня найти в эфиопском фольклоре.
Игра,
палестра и орхестрика служили также средством создания греческого физического
идеала (калогатии), заключавшегося в каноне красоты в эстетическом понимании. В
физическом воспитании калогатия заключает в себе физическую сторону понятия прекрасного
и хорошего. В указанный период понятие «калос» (красивый) означало, прежде всего,
непобедимую мужскую силу.
1.3.
Возникновение агонистики
Чрезвычайно
критический тон высказываний Страбона указывает одновременно и на то, что мифы
сходятся лишь в одном, или, скажем, представляют ценность как источники лишь
постольку, поскольку связывают факт учреждения игр с каким-либо успешным испытанием,
бракосочетанием или завоеванием трона. Между прочим, исторически неуловимые
следы древних олимпиад, «вызванных к жизни» героями, обрываются на мифическом
царе Оксилосе. Но не менее противоречивы и ссылки на «основателей» игр и в более
поздние эпохи. Так, хроника Малаласа из Сирии упоминает первые Олимпиады в связи
с правлением известного по Библии царя Саула (1030—1010 гг. до н. э.). Кроме
того, часто упоминаемый договор об обязательном сохранении божественного мира
во время олимпийских игр между Ифитом из Элиды и Ликургом из Спарты был
заключен на двадцать семь Олимпиад, или на 108 лет раньше, чем 776 год до н. э.
То же самое подтверждается и историками Аристодамом и Полибием, которые
указывали, что имена победителей начали фиксироваться лишь с 27-й Олимпиады. В
конечном итоге это нагромождение может отражать не более чем тот факт, что
священная олимпийская роща (Алтий) была выдающимся центром агонистики еще до
пришествия дорийцев. Это место культовых обрядов пережило испытания, вызванные
войнами и нашествиями различных племен, а затем, начиная с IX века до н.
э., с помощью Дельфийского святилища Аполлона превратилось в один из наиболее
значительных всегреческих центров ритуальных состязаний.
Сопоставляя
сохранившиеся в обрядах олимпийских, истмийских, пифийских, немейских и делосских
игр культовые элементы с этнографическими данными, можно констатировать, что наиболее
важную роль в становлении греческой агонисгики играли испытания, связанные с
обрядом посвящения молодежи, магические ритуалы, имевшие целью способствовать
плодородию, и ритуальные церемонии, посвященные умершим. После расселения
на Пелопоннесе дорических племен — в IX веке до н. э., — когда пошли столетия менее бурные и
сравнительно более мирные, созрели условия для укрепления институтов
общегреческого характера. Обряды покоренных племен стали возрождаться и
одновременно сливаться с обрядами завоевателей. Большую роль в деле умиротворения
господствующих слоев сыграло в числе прочего знаменитое Дельфийское святилище.
Его жрецы в интересах поддержания чувства общегреческой племенной общности
взяли под свое покровительство те содержащие в себе элементы церемоний посвящения
состязания, обряды, формы воспитательной деятельности и обычаи, сохранение
которых было в первую очередь важно для жизненных интересов аристократии
городов-полисов, но в конечном итоге тогда все это еще отвечало также интересам
всех свободных граждан. Прежние же племенные испытания, связанные с
посвящением, проводимые в знаменитых местах культовых обрядов, способствовали
использованию тех возможностей, которые оказались полезными с точки зрения
общественной самоорганизации греческого народа.
Ускорившийся
в IХ веке до н. э. процесс
классового расслоения греческого общества не мог не оказать влияния и на выбор
испытаний для агонов (состязаний), завершающих племенные и национальные обряды
посвящения. Эти испытания, если отбросить их ритуальную оболочку,
превратились в эстетическую демонстрацию боевых качеств потомков прежней
национальной аристократии, которая была призвана косвенно показать
внешнему миру мощь крепнущих городов-государств, а собственному народу —
физическое превосходство «избранных». Таким образом, известный из «Илиады» аристократический
идеал «всегда стремиться к первенству, к тому, чтобы обойти других» происходил
не из якобы характерного для древних греков духа соперничества, а их непосредственной
потребности обеспечить прочность существующей власти. Не случайно и то, что
местные состязания и испытания органически входили в культы богов того или
иного города-государства. Однако эти проявления эллинской физической культуры
уже и качественно отличались от упомянутой выше сугубо спортивной зрелищности
состязаний, проводимых в городах эгейской культуры. Здесь уже начиная с IX века до н.
э. можно проследить процесс все большего выделения из состязаний местного
значения культовых игрищ, проводимых в религиозно-политических союзах городов
(амфиктиониях), образующихся вокруг тех или иных святилищ, принадлежащих более
сильным объединениям.
Связанный
с этим и имеющий отношение к Олимпиадам эпизод содержится в легенде, согласно
которой по совету дельфийского оракула — в начале IX века до н. э — царь
Элиды Ифит, Клеосфен из Пизы и Ликург из Спарты договорились возобновить олимпийские
празднества в их прежней форме. Договаривающиеся стороны объявили Олимпию священным
местом, а месяц проведения состязаний обязательным периодом мира. Эвсе-бий
также связал возрождение игр с намерением прекратить внутренние междоусобицы и
потрясения иного рода. Заслуживает внимания замечание Павсания о том, что Ифит
убедил жителей Элиды делать жертвоприношения в честь дорийца Геракла, которого
они ранее считали своим врагом.
На
вопрос о том, почему из всех союзов городов выдвинулась именно Олимпия, можно
дать в общих чертах следующий ответ:
1.Алтий
еще до пришествия дорийцев был не просто священной
рощей, где проводились обряды посвящения, но и ритуальным центром избрания
царей.
2.Здешнее
святилище Геры считалось одним из древнейших мест, где совершались культовые
ритуалы плодородия. К числу обрядов
относились и такие виды испытаний для юношества, как, например, состязание по
бегу под звуки авлоса, в ходе которого определялась «девушка года», олицетворявшая
собой плодородие.
3.Олимпия
была связана тесными узами с культом предков, игравшим определяющую роль в идеологии аристократии.
Согласно мифологии, именно здесь находились могилы Пелопса и Тараксиппа.
4.Немаловажное значение имело и то обстоятельство, что,
помимо поддержки со стороны Дельфийского святилища, это место пользовалось
известностью как связанное с культом Зевса, этого наиболее авторитетного
греческого божества.
5.Олимпия была расположена в сравнительно легкодоступном и
одновременно защищенном месте.
6.Ввиду малочисленности жителей Пизы, поддерживавших
тотемистические родовые традиции, не грозила опасность того, что они
попытаются воспользоваться своим влиятельным положением в области отправления
культовых обрядов в интересах достижения политической гегемонии.
7.В эпоху расцвета игр Олимпия пользовалась поддержкой
Спарты, самого могущественного полиса в то время.
Объединительную
роль игр резко усилила и активно проводимая в VIII—VII вв. до н.
э. колонизация. Экспансия греков в районе
Средиземного моря временно решила проблему ввоза зерна и сняла остроту
классовых столкновений. Однако при тогдашнем соотношении сил и состоянии транспортных
средств поддерживались лишь чрезвычайно слабые политические связи между
городами-метрополиями и их колониями. Эти связи строились, скорее, на обоюдной
заинтересованности в торговом обмене и политической взаимозависимости, которую
время от времени приходилось укреплять путем заключения различного рода союзов
и соответственно отправления традиционных религиозных обрядов. В этом смысле
панэллинские состязания, и прежде всего олимпиады, зародившиеся под знаком
культа Зевса, превратились в неотъемлемые элементы укрепления межгреческих
политических связей, развития общегреческого национального сознания против
«варваров», говорящих на других языках.
Интересные
выводы относительно истории развития олимпийских игр можно сделать на основе результатов
раскопок, произведенных Кунце. В ходе этих раскопок обнаружилось, что в
Олимпии были построены — по времени один за другим — пять стадионов. Два первых
стадиона древнего периода игр и ипподром для конных состязаний были построены
еще одновременно с Алтием. В 776 году до н. э. зафиксировано имя только
одного победителя — Кореба, выигравшего бег под звуки авлоса. По мере постепенного
расширения программы состязаний вводятся новые дистанции бега: на расстояние в
две стадии — диаулос (724 г. до н. э.) и несколько стадий (720 г. до н. э.).
Затем появились такие виды состязаний, как пентатлон — пятиборье и борьба (708
г. до н. э.), кулачный бой (688 г. до н. э.), гонки колесниц (680 г. до н. э.)
и скачки и, наконец, панкратион (648 г. до н. э.). Создается группа граждан
Элиды — организаторов игр; складываются классические формы публичных жертвоприношений,
принесения присяги, жеребьевок и процедуры проведения состязаний. Традицию
венчать победителей лаврами возобновили лишь начиная с 7-й Олимпиады по уже
упоминавшемуся совету дельфийского оракула. Первые одиннадцать Олимпиад прошли
под знаком превосходства мессенцев, затем вперед вышли пятиборцы Спарты. Кроме
пелопоннесцев первыми участниками игр из числа представителей других частей
Греции стали афиняне (21-я Олимпиада), а из колонии — посланцы Смирны (23-я
Олимпиада).
Олимпийские
игры древнего периода несли на себе отпечаток духовной гегемонии аристократии, что в первую очередь объясняется
влиянием Спирты. Старинные традиции посвящения тогда уже получили политическое
содержание. Из-за введения обязательного подготовительного времени для участников
состязаний рядовые граждане из числа свободнорожденных оказывались в
чрезвычайно невыгодном положении. Женщины, неполноправные граждане, варвары и
те, против которых было возбуждено какое-либо дело, не могли участвовать в
состязаниях. Правда, для женщин в иное время по-прежнему устраивали традиционные
соревнования в беге.
Методы
подготовки и стиль состязаний определялись особенностями тогдашнего военного искусства
и мистифицированными представлениями о физических возможностях человека. Из записей Филострата и прочих материалов по этому вопросу
видно, что греки вначале отдавали предпочтение скорости, а затем силе. Они
перетаскивали тяжелые камни, соревновались в погоне за животными, тянули
вручную груженые телеги и сгибали толстые ветви деревьев. Состязания по бегу
происходили не по круговой дорожке, а по прямой — туда и обратно — между местом
старта и находящимся в конце дистанции алтарем, имитируя, по сути дела,
движение боевых греческих порядков. Наиболее наглядно это демонстрирует вид
состязаний под названием бег с оружием.
Одна
из ссылок Лукиана однозначно свидетельствует о том, что происхождение такого
вида состязаний, как прыжки в длину с отягощениями в руках, связано с необходимостью
развития у воинов способности преодолевать преграды на местности. «И коль
скоро им следует перепрыгивать через рвы и другие препятствия, — рассуждает Солон,
— мы готовим их к этому: они практикуются с отягощениями в руках». Гантели в
правой и левой руке символизировали оружие. Они помогали прыгуну оттолкнуться
от земли при выполнении серии из пяти следующих один за другим прыжков в длину
с места, а при приземлении способствовали восстановлению равновесия и получению
более четкого отпечатка пяток. Метание боевого диска воины, образующие
сомкнутый боевой порядок, могли производить только в вертикальной плоскости. Это
движение сохранилось в метании диска. Метание копья также возникло из
упражнений по отработке навыков метания боевых копий. Согласно требованиям
военной подготовки, при оценке результатов состязания считалась действительной
лишь длина броска, произведенного в пределах специально отведенной для этого
полосы. Соответствие законам аэродинамики достигалось не за счет конструкции
самого копья, а путем сообщения ему вращательного движения вокруг своей оси в
момент броска при помощи кожаной рукоятки.
Колесница
для состязаний еще в III веке до н.
э. сохраняла небольшие массивные колеса боевой колесницы, хотя путем
увеличения диаметра колес и их облегчения можно было бы достичь большей скорости
передвижения.
В
боевых действиях, которые велись при помощи легко тупящегося и зазубривающегося
оружия, нельзя было обойтись без владения приемами борьбы и панкратиона, тем более что воюющие стороны стремились не к уничтожению
живой силы противника, а к ее пленению.
Связь
между техникой и тактикой боевых акций и спортивных состязаний наиболее
наглядно проявлялась в кулачном бое. В
греческом боксе, как известно, соперники наматывали на кисти рук и запястья
ремни из бычьей кожи. Удары разрешалось наносить лишь в голову и лицо. Того, кто
наносил удар в иное место, отстраняли от участия в состязаниях. Этот обычай
возник вследствие того, что дорийские племена в отличие от ахаицев вначале не
пользовались шлемами, а защищали голову щитом, надетым на предплечье, или
медной пластиной. Выработанная для этого своеобразная техника ведения кулачного
боя укоренилась в агонистических состязаниях и продолжала практиковаться даже
тогда, когда характер вооружения уже изменился.
Дискуссия
в кругах специалистов по истории спорта относительно того, каковы были критерии
определения победителей состязаний, не утихает по сей день. Однозначные описания этого не сохранились. Поэтому авторы,
принадлежащие к различным школам, на совершенно спекулятивной основе, черпая
свои доводы из обрывков мифов и противоречащих друг, другу источников того
времени, перенося в прошлое современные правила проведения спортивных
соревнований, сложившиеся в конце прошлого века, приходят к прямо
противоположным выводам. Ко всему этому примыкает то абсурдное предположение,
что за более чем тысячелетнее существование игр в правилах проведения
состязаний ничего не изменилось. По нашему мнению, правильный подход к
рассмотрению этой проблемы, наряду с изучением отрывочных источников,
заключается в анализе структуры движений и мотивации состязаний в ту или иную
эпоху, рассмотрении шкалы качественных оценок результатов и не в последнюю
очередь внутреннего развития форм движений. Четким определяющим фактором
древних игр был ритуал. В рамках этого следует отделять процесс отбора в ходе
подготовки к обряду посвящения (который, предшествуя олимпиаде, проводился в
палестрах Элиды) и само публичное состязание, до которого могли дойти лишь
наиболее перспективные атлеты.
С
учетом вышеупомянутого у двух устроителей игр, — которые одновременно исполняли
функции судей — не было особенно больших трудностей при определении
победителей в соревнованиях по бегу, метанию снарядов и конных состязаниях. Однако
в поединках, где Состязающиеся олицетворяли жизненную силу своих полисов, в
отличие от сегодняшних понятий критерием победы служило действительное выведение
соперника из строя или принуждение его признать свое поражение. В борьбе
это достигалось путем проведения эффектного приема, лишающего соперника возможности
продолжать поединок, а с VII века до н. э. — путем принуждения его встать на колени.
Однако в кулачном бое и панкратионе поединки древней эпохи считались
завершенными только в тех случаях, когда один из соперников терял сознание,
получал повреждение или отказывался от продолжения схватки. Но последнее
рассматривалось как бегство с поля битвы. Более того, имеются ссылки на то, что
в более раннюю эпоху это наказывалось смертью. Не случайно после первых
поражений спартанцы перестали выставлять своих представителей в этих видах
состязаний, ибо не желали допускать того, чтобы наносился урон их престижу.
По
моему мнению, определение победителя в пентатлоне осуществлялось на основе
принципа выбывания. Состязания в первых четырех видах пятиборья математически
могли иметь своим результатом четыре вариации. В силу того, что каждый из видов
резко отличался от другого по качеству физических усилий, наиболее частым
явлением был вариант, при котором победителями в беге, прыжках, метании диска и
копья оказывались разные участники состязаний. В таком случае однозначно
проводились финальные соревнования по борьбе. Аналогичным образом решался
вопрос в тех случаях, когда двое побеждали в двух видах состязаний, либо когда
один участник побеждал в двух видах, а в двух других видах достигались равные
результаты. Если же один участник оказывался победителем в трех видах
пятиборья, то в организации соревнований по борьбе для выявлений победителя уже
не было нужды, то есть пятый вид состязаний не имел значения.
Принципы
присуждения призов также не укладываются в представления о любительском и
профессиональном спорте, сложившиеся к концу XIX века. Вплоть до наших дней продолжает бытовать убеждение, будто
победители состязаний — в том числе и владельцы лошадей, использовавшихся в
гонках на колесницах или скачках, — получали на античных олимпиадах лишь венки,
сплетенные из лавров священной рощи Алтий, и одновременно приобретали право
воздвигнуть себе памятник в этой роще. Согласно этому воззрению, они,
следовательно, были еще «любителями», а денежное вознаграждение или «превращение
в профессионалов» — явление, характерное
Рисунок на вазе:
скачки (VI век до н. э.)
уже
для начала эпохи спада и разложения. Однако в действительности речь в данном случае
идет не более чем о перенесении нынешних представлений о спортивной этике в
прошлое. Общественное признание победителей античных состязаний уже во времена
панэллинских игр, считающихся «самыми любительскими», превосходило
представления о вознаграждении, связанные с современными профессионалами.
1.4. Расцвет
физической культуры в Древней Греции (VI—V вв. до
н. э.)
Классическая
Эллада в общественно-экономическом отношении не была наиболее развитым рабовладельческим
образованием. Ближневосточные монархии, а также Китай и Рим намного
превосходили греческие города-государства по производственной базе, технике,
науке и богатству. Несмотря на это, физическая культура греческих полисов в VI—V веках до н.
э. достигла такого уровня, к которому не мог даже приблизиться ни один другой
народ того времени (многогранное начальное физическое обучение, агонистика,
движущим мотивом которой было достижение более высоких качественных
показателей, система регулярных состязаний, сеть стадионов и палестр —
специальных учебных заведений). Именно поэтому целесообразно познакомиться со
специфическими условиями, которые сделали возможным расцвет физической культуры
в Греции. Сюда относится, прежде всего, демократическое устройство большинства
постоянно соперничавших друг с другом полисов, которое при всей ограниченности
являлось предпосылкой подлинного развития физической культуры. Во-вторых, ни у
какого другого народа древности не переплетались столь тесно, как в греческих
городах, физическая культура и тяга к объединению. В-третьих, в пору расцвета
физической культуры в Греции человек сбросил с себя путы ритуалов и начал
познавать свой потенциал на более высоком уровне.
1.5. Физическое
воспитание в Спарте и Афинах
Расцвет
системы физического воспитания греческих городов-государств нашел наиболее
яркое выражение в физической культуре Спарты и Афин. При знакомстве с ними
можно отметить два противоположных процесса. В Спарте коснеющие общественные условия
загоняют воспитание, ограниченное почти целиком задачами физической и психологической
подготовки, в русло военной муштры. В Афинах, напротив, именно следующие друг
за другом социальные сдвиги позволяют создать систему всестороннего воспитания,
отвечающего идеалу тогдашнего общества. Даже четыре основные задачи античной
гимнастики (гигиеническая, военная, эстетическая и нравственная) в полной мере
могли реализоваться только здесь. Именно поэтому в более узком смысле слова
историю физического воспитания периода расцвета Эллады лучше всего проследить
на сопоставлении развития этих двух полисов.
Физическая
культура Спарты, упорно державшаяся за племенные традиции, достигла апогея в VI веке до н.
э. В это время в Лаконии около девяти
тысяч спартанцев правили примерно тридцатью тысячами полусвободных граждан и
почти двумястами тысячами рабов. При таких пропорциях правящий класс на
тогдашнем уровне военной техники, разделения труда и идеологии мог удерживать
власть, лишь организовав все государство по образцу военного лагеря.
Центральной задачей политики в области воспитания ставилось соответственно
этому формирование подрастающего поколения, способного победить в любых
условиях, отважного, настойчивого и слепо подчиняющегося старшим.
Спартанец-отец,
обязан, был показывать новорожденного ребенка совету старейшин. Растить его дальше разрешалось только в случае, если совет
находил его жизнеспособным. Тех же, кого сочли слабыми, сбрасывали в ущелье с
горы Тайгет. Оставшихся детей не пеленали, чтобы они с течением времени закалялись.
Систему
физического воспитания Спарты освещают педагогические заметки Платона (427—347
гг. до н. э.), по которым игры детей направлялись таким образом, чтобы они с
малых лет привыкали к образу жизни взрослых. В соответствии с этим
предписанные правила игр считались нерушимыми, исходя из того, что ребенок,
который стремится к новому уже в играх, став взрослым, не удовлетворится
родительскими обычаями и законами.
Детей,
достигших семилетнего возраста, отнимали у родителей и, разбив на группы,
передавали в распоряжение государственных воспитателей. Эффективность воспитания обеспечивалась, прежде всего, тем,
что ответственность за развитие детей несли все взрослые. В то же время воспитателей
выбирали не из числа равнодушных рабов, а среди наиболее заслуженных вольных
людей. В этих условиях к четырнадцати годам каждый ребенок привыкал к
физическим и душевным испытаниям и получал представление об основах гимнастики
и орхестрики, которым в соответствии со спартанскими представлениями об
эстетике придавался более жесткий характер. В ходе физических занятий дети не
должны были исключать ударов ногами, укусов и даже царапания ногтями. Чтобы
убедиться в том, что дети растут «удальцами», в их среде иногда намеренно
провоцировали раздоры и драки. Каждый год завершался соревнованиями с использованием
также мистификаций, связанных с различными древними культами.
Так,
например, состязания устраивали перед открытыми могилами героев прошлого,
культивируя тем самым чувство ответственности перед свершениями предков.
Посвящаемых же заставляли соревноваться в ударах бичом перед алтарем Артемиды.
Из
ужесточенных форм испытаний перед посвящением в подростки в пятнадцатилетнем возрасте
был выработан обычай криптий. Он означал
по существу испытательный год, в течение которого группы в 30—40 будущих
посвящаемых проходили определенные боевые учения в районе мятежных деревень
илотов. В ходе таких акций молодежь вместе с руководителем была полностью
самостоятельной. Само название криптий (сокрытие) связано с тем, что на дома и деревни,
считавшихся наиболее опасными илотов совершали ночные налеты, а намеченные
жертвы уводили и убивали в неизвестном месте.
По
истечении испытательного года подростки попадали в группу эйренов. Здесь в основу обучения были положены строевые занятия и
овладение оружием. Базу собственно физических упражнений составляли пятиборье и
кулачный бой, который вместе с примыкающими к нему элементами рукопашной схватки
именовался «спартанской гимнастикой». Даже танец служил боевой подготовке: по
ходу ритмических движений требовалось имитировать поединок с противником или
метание копья, ловко манипулируя щитом и подпрыгивая, чтобы увернуться от
камней, которые бросали воспитатели или другие взрослые, осуществлявшие надзор.
Эйрены участвовали в подготовке младших, выполняли в криптиях функции руководителей
отрядов.
Достигших
двадцатилетнего возраста снова подвергали
испытаниям и переводили в группу эфебов. Систематическое военное
обучение длилось до возраста в 30 лет, однако и после этого в определенные
периоды полагалось выходить на учебные площадки.
До
достижения двадцатилетнего возраста девушек обучали подобно юношам, ибо, когда
мужчины уходили в поход, обеспечение порядка становилось задачей в первую очередь
отрядов женщин, остающихся дома. Некоторые записи Филострата свидетельствуют и
о наличии у спартанцев своеобразной концепции «улучшения рода».
«Ликург...
дабы обеспечить Спарту закаленными для боя атлетами, приказал допускать девочек
к тренировкам и публичным соревнованиям по бегу, наверняка для того, чтобы у
них были физически крепкие дети и чтобы при окрепшем теле рождалось потомство получше.
Если же они заключат брак с молодым мужчиной, который упражнялся вместе с ними,
то их отпрыски будут крепче».
Однако
характер спартанского воспитания был связан, по нашему мнению, не с племенными
традициями, а, прежде всего с нарастанием классовой борьбы порабощенных Спартой
народов. Этот процесс обострился с конца VI в. до н. э., когда
главная роль в хозяйстве Эллады перешла от суши к морю, а лидерство — от Спарты
к Афинам. В то же время даже спартанская физическая культура не могла
остаться в стороне от воздействия преобразований, происходивших в течение X в. во всей
Греции. Перемены ощущались, прежде всего,
в боевых плясках. В пиррики были введены мотивы, имитирующие боевые приемы, и
танец с оружием пополнился, превратился в подобие драматической сценки. В
женском танце эти элементы настолько привились, что в IV в. пиррики уже утратило
свой боевой характер, превратившись в зрелищного типа упражнение для развития
ловкости и чувства ритма. В танце борцов, предписанном для мальчиков и исполнявшемся
в определенном ритме под аккомпанемент флейты, также взяла верх выразительность
жеста, движения.
Расцвет
физической культуры Афин приходится на VI — начало IV вв. до н. э.
Для осуществления функций власти в
городе-государстве, живущем ремеслом и торговлей в условиях рабовладельческой
демократии, требовались гораздо более сложные средства, чем в Спарте. Иначе
складывался и состав населения. По приблизительным данным, в Афинах V в. до н. э.
из 400 тыс. жителей насчитывалось 150 тыс. свободных граждан. Понятно, что при
известных совпадениях, вытекающих из рабовладельческого базиса, физическое
воспитание афинской молодежи существенно отличалось от обучения спартанской.
Преподавание — за исключением содержания гимна сии — считалось частным делом.
Кроме физической подготовки, принимались меры по развитию умственных способностей.
Развитую систему эстетического и этического воспитания афиняне органически увязывали
с физической культурой. В то же время физическая подготовка для женщин сводилась
к орхестрике.
Физическое
воспитание детей начиналось в возрасте семи лет в особом учреждении — палестре.
Наряду с палестрами в период расцвета Афин на первый план вышли гимнасии.
«Направляют
их и к учителю физических упражнений, — можно прочитать в «Протагоре» Платона,
— чтобы тело их было обучено, слушалось их благородной души и чтобы из-за
телесной слабости им не пришлось на войне или в ином случае брать на себя роль
труса».
Наряду
с подвижными детскими играми, известными с незапамятных времен, постепенно
получают распространение орхестрика — выполняемые под музыку упражнения в
танцах и беге, обязательные упражнения в прыжках, приседания и различные виды
игры в мяч. В середине V в. до н. э., то есть одновременно с допуском детей на
общегреческие соревнования, в обучение включаются в облегченном виде основные
компоненты пятиборья. (Также в середине V в. до н. э. в Греции
наблюдается стремление привести нагрузку в физических упражнениях в
соответствие с потенциалом юного организма.) Дети более состоятельных родителей
до 15—18-летнего возраста продолжали занятия в гимнасиях. Здесь
программа физической подготовки уже совпадала с требованиями пятиборья для
взрослых, а затем была дополнена приемами кулачного боя и плаванием.
Юноши
из семей наиболее богатых горожан и аристократов до 18—20-летнего возраста
усваивали в группах эфебов познания из области управления государством, философии,
а также командования войсками, изучали тактику, строевую подготовку,
верховую езду, плавание, греблю, стрельбу из лука, фехтование и владение
другими видами оружия.
К
концу классической эпохи физическая культура Афин претерпела серьезные изменения,
на первый план в системе двигательных упражнений вышли игры в мяч. В «Горгии»
Платона учитель физического воспитания говорит о том, что желает сделать граждан,
прежде всего красивыми, а уж затем сильными. При учебных заведениях создавались
купальни, бани, бассейны. Появилась постоянная должность мастера игр в мяч. Те
же, кого не удовлетворяли элементы движений, содержащиеся в орхестрике, могли
брать частные уроки у учителей драматического танца.
Точку
зрения древних греков на физическую культуру наиболее ясно выражали их
философы, которые считали, что «образ жизни свободного человека» немыслим без
занятий гимнастикой. «Было бы безобразием по собственному незнанию состариться
так, — заявлял Сократ (469—399 гг. до н. э.), — чтобы даже не видеть по самому
себе, каким способно быть человеческое тело в полноте своей красоты и силы».
Человека, не умеющего писать и плавать, они именовали недвусмысленно «телесным
и умственным калекой». Однако критерии системы человеческих ценностей,
получившие законченное выражение в агонистике, в V веке до н. э. уже
подвергались серьезным сомнениям, а софистами были отвергнуты.
|